Вариант № 32

Централизованное тестирование по биологии, 2013

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 1051
i

Спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов по­треб­лять из внеш­ней среды энер­гию и ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти, на­зы­ва­ет­ся:



2
Задание № 1052
i

Ре­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:



3
Задание № 1053
i

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та яв­ля­ет­ся:



4
Задание № 1054
i

Ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го и вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:



5
Задание № 1055
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 10?



6
Задание № 1056
i

Хро­мо­со­мы со­сто­ят из двух свя­зан­ных в об­ла­сти цен­тро­ме­ры хро­ма­тид и рас­по­ла­га­ют­ся не­упо­ря­до­чен­но в

ци­то­плаз­ме клет­ки в ... ми­то­за.



7
Задание № 1057
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха = эн­до­ци­тоз  — ?



8
Задание № 1058
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 3:



9
Задание № 1059
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую раз­но­вид­ность ге­ном­ной му­та­ции и ее ха­рак­те­ри­сти­ку:



10
Задание № 1060
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма отсолёности воды вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой; эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ет 5‰. Какие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к со­ле­но­сти воды будет иметь ор­га­низм?



11
Задание № 1061
i

При­ме­ром фаб­ри­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:



12
Задание № 1062
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к цар­ству Жи­вот­ные ука­зы­ва­ет(-ют):



13
Задание № 1063
i

B пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть зяб­ли­ков гнез­дит­ся в гу­стых хвой­ных лесах, а дру­гая - в не­вы­со­ких и ред­ких лист­вен­ных на­саж­де­ни­ях c боль­шим ко­ли­че­ством полян. Это при­мер изо­ля­ции:



14
Задание № 1064
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ВЕ­ЩЕ­СТВО

1 — ри­бо­за

2 — аль­бу­мин

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

а — вхо­дит в со­став АТФ

б — вы­пол­ня­ет ре­гу­ля­тор­ную функ­цию

в — обес­пе­чи­ва­ет им­мун­ную за­щи­ту ор­га­низ­ма

г — по хи­ми­че­ской при­ро­де от­но­сит­ся к уг­ле­во­дам

д — обес­пе­чи­ва­ет транс­порт ве­ществ по кро­вя­но­му руслу



15
Задание № 1065
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

 

а  — PHК-по­ли­ме­ра­за

б  — фо­то­си­сте­ма

в  — АТФ

г  — тем­но­вая фаза

д  — вода



16
Задание № 1066
i

Ро­до­слов­ная ил­лю­стри­ру­ет на­сле­до­ва­ние од­но­го из за­бо­ле­ва­ний:

Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния:



17
Задание № 1067
i

Орел-кар­лик в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:



18
Задание № 1068
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 3:



19
Задание № 1069
i

Белый гриб  — это гриб:



20
Задание № 1070
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:



21
Задание № 1071
i

Ор­га­низм, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но на­ли­чие кле­точ­но­го рта, глот­ки и по­ро­ши­цы, изоб­ражён на ри­сун­ке:

 



22
Задание № 1072
i

Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

а  — в со­став цен­траль­но­го ци­лин­дра корня вхо­дят про­во­дя­щие ткани

б  — ко­рень рас­тет в длину зa счет де­ле­ния кле­ток кор­не­вой шейки, рас­по­ло­жен­ной на гра­ни­це между глав­ным кор­нем и ниж­ней ча­стью стеб­ля

в  — при не­до­стат­ке в почве кис­ло­ро­да рост кор­ней за­мед­ля­ет­ся



23
Задание № 1073
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 1:



24
Задание № 1074
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для птиц:

 

а  — га­зо­об­мен про­ис­хо­дит в лег­ких и воз­душ­ных меш­ках

б  —пу­хо­вые перья участ­ву­ют в тер­мо­ре­гу­ля­ции

в  — у самок раз­вит один яич­ник

г  — име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

д  — за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся внут­ри­утроб­но



25
Задание № 1075
i

У реч­но­го рака:



26
Задание № 1076
i

У безуб­ки:

 

а  — филь­тра­ци­он­ный спо­соб пи­та­ния

б  — ра­ко­ви­на цель­ная, имеет вид ба­шен­ки, кол­пач­ка или коль­ца

в  — вто­рич­ная по­лость тела

г  — раз­ви­тие с ли­чи­ноч­ной ста­ди­ей



27
Задание № 1077
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те тип Круг­лые черви:

 

а  — в кожно-му­скуль­ном мешке нет коль­це­вых мы­шеч­ных во­ло­кон

б  — нерв­ная си­сте­ма в виде брюш­ной нерв­ной це­поч­ки

в  — ды­ха­тель­ная си­сте­ма от­сут­ству­ет

г  — па­ра­зи­ти­че­ские вилы об­ла­да­ют вы­со­кой пло­до­ви­то­стью

д  — пред­ста­ви­те­ля­ми яв­ля­ют­ся кар­то­фель­ная не­ма­то­да и не­ре­ис



28
Задание № 1078
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и p:

по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — ал­ли­га­тор

б  — ве­чер­ни­ца

в  — три­тон

г  — бе­лу­га



29
Задание № 1079
i

Ука­жи­те, для каких ор­га­низ­мов ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки:

ПРИ­ЗНАК

1 — за­пас­ной уг­ле­вод — крах­мал

2 — хи­ти­ни­зи­ро­ван­ная ку­ти­ку­ла

3 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит хитин

4 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит му­ре­ин

ОР­ГА­НИЗМ

а — моль

б — ясень

в — нут­рия

г — под­оси­но­вик

д — бак­те­рия — воз­бу­ди­тель столб­ня­ка



30
Задание № 1080
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как бе­ре­за (I) и ря­би­на (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

 

а  — опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми

б  — ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние

в  — пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром

г  —вы­де­ля­ет эфир­ное масло с ха­рак­тер­ным за­па­хом

д  — яй­це­клет­ка раз­ви­ва­ет­ся внут­ри цен­траль­ной клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка

е  — се­мя­поч­ка на­хо­дит­ся внут­ри за­вя­зи пе­сти­ка



31
Задание № 1081
i

После вве­де­ния в ор­га­низм че­ло­ве­ка им­му­но­гло­бу­ли­на про­тив кле­ще­во­го эн­це­фа­ли­та фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет:



32
Задание № 1082
i

Ука­жи­те ха­рак­тер­ный для эпи­дер­ми­са кожи че­ло­ве­ка при­знак:



33
Задание № 1083
i

На ри­сун­ке циф­ра­ми 4 и 5 обо­зна­че­ны кости:



34
Задание № 1084
i

Опре­де­ли­те ве­ще­ство сек­ре­та пи­ще­ва­ри­тель­ных желез че­ло­ве­ка:

 

— яв­ля­ет­ся фер­мен­том клас­са гид­ро­лаз

— рас­щеп­ля­ет белки и пеп­ти­ды до более про­стых пеп­ти­дов и сво­бод­ных ами­но­кис­лот

— оп­ти­маль­ной для ра­бо­ты яв­ля­ет­ся кис­лая среда



35
Задание № 1085
i

Ука­жи­те не­вер­ное для мо­че­вы­де­ли­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка утвер­жде­ние:



36
Задание № 1086
i

Если циф­рой 1 обо­зна­чить хру­ста­лик глаза че­ло­ве­ка, 2  — стек­ло­вид­ное тело, 3  — глаз­ное яб­ло­ко, то пра­виль­ное вза­и­мо­рас­по­ло­же­ние этих струк­тур будет отоб­ра­жать схема, обо­зна­чен­ная бук­вой:

А

Б

В

Г



37
Задание № 1087
i

Даны эле­мен­ты сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы че­ло­ве­ка:

 

а  — по­лу­лун­ные кла­па­ны;

б  — левое пред­сер­дие;

в)  — ки­шеч­ная ар­те­рия;

r)  — левый же­лу­до­чек;

д)  — аорта

 

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови по ним, на­чи­ная от ле­во­го пред­сер­дия:



38
Задание № 1088
i

В схему гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вставь­те про­пу­щен­ное звено (обо­зна­че­но зна­ком «?»):



39
Задание № 1089
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган

В)  К. А. Ти­ми­ря­зев

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»

2)  участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти

4)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

40
Задание № 1090
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

 

А)  хорда

Б)  ногти

B)  ске­лет­ные мышцы

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

41
Задание № 1091
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

Б)  се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка

B)  кор­не­ви­ще пырея и клу­бень кар­то­фе­ля

Г)  лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

Д)  ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки и пла­ва­тель­ные ко­неч­но­сти жука пла­вун­ца

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

42
Задание № 1092
i

Пеп­тид имеет сле­ду­ю­щую ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

Фен-Глу-Арг-Цис-Иле-Арг.

Опре­де­ли­те длину (нм) ко­ди­ру­ю­щей цепи мо­ле­ку­лы ДНК, если ли­ней­ная длина од­но­го нук­лео­ти­да в сред­нем со­став­ля­ет 0,34 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

43
Задание № 1093
i

Ген I, опре­де­ля­ю­щий груп­пу крови, на­хо­дит­ся в одной ауто­со­ме с геном, вли­я­ю­щим на раз­ви­тие ног­тей, на рас­сто­я­нии 10 мор­га­нид. Муж­чи­на со вто­рой груп­пой крови и де­фек­том раз­ви­тия ног­тей (до­ми­нант­ный при­знак), у отца ко­то­ро­го была пер­вая груп­па крови и нор­маль­ные ногти, а у ма­те­ри  — вто­рая груп­па и де­фект раз­ви­тия ног­тей, же­нил­ся на жен­щи­не с пер­вой груп­пой крови и нор­маль­ны­ми ног­тя­ми. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния у них ребёнка с пер­вой груп­пой крови и нор­маль­ным раз­ви­ти­ем ног­тей.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

44
Задание № 1094
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
2,4 · 104 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
3,2 · 105 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких вол­ков (кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле од­но­го волка со­хра­ня­ет­ся 400 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

45
Задание № 1095
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей прес­но­вод­но­го по­ли­па, гидру, ауре­лию и ак­ти­нию, яв­ля­ет­ся... .


Ответ:

46
Задание № 1096
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  лен;

2)  клен;

3)  орляк;

4)  яч­мень;

5)  спо­ры­нья;

6)  ши­пов­ник

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

47
Задание № 1097
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, ка­са­ю­щих­ся тка­ней цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

1)  скле­рен­хи­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­пи­ра­цию;

2)  фло­э­ма при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния;

3)  кам­бий и пе­ри­цикл от­но­сят­ся к об­ра­зо­ва­тель­ным тка­ням рас­те­ний;

4)  кси­ле­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ;

5)  эпи­дер­мис со­сто­ит из од­но­го слоя живых, плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле-

ток;

6)  ме­ри­сте­ма со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев-

шими обо­лоч­ка­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

48
Задание № 1098
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, от­но­ся­щих­ся к нерв­ной ткани в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  пи­та­ние обес­пе­чи­ва­ют клет­ки глии;

2)  ха­рак­тер­на воз­бу­ди­мость и про­во­ди­мость;

3)  об­ла­да­ет вы­со­кой спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции;

4)  имеет боль­шое ко­ли­че­ство жид­ко­го меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства;

5)  пред­став­ле­на мно­го­ядер­ны­ми клет­ка­ми ве­ре­те­но­вид­ной формы;

6)  вза­и­мо­дей­ствие между клет­ка­ми осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью ме­ди­а­то­ров.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

49
Задание № 1099
i

Сер­деч­ный ин­декс опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние массы серд­ца к массе тела, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах.

Про­ана­ли­зи­руй­те при­ведённые на гра­фи­ке по­ка­за­те­ли. Вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния их сер­деч­но­го ин­дек­са:

 

1)  кряк­ва

2)  го­лубь сизый

3)  жу­равль серый

4)  ла­сточ­ка де­ре­вен­ская

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .


Ответ:

50
Задание № 1100
i

Че­ло­век не­про­из­воль­но от­дер­нул руку от го­ря­че­го пред­ме­та. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са от ре­цеп­то­ров кожи к ске­лет­ным мыш­цам, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на

4)  пе­ред­ние рога спин­но­го мозга

5)  аксон чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

6)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.